Найти: на

ЛЕТОПИСЬ РОДНОЙ ШКОЛЫ

I. СТРАНИЦАМИ ИСТОРИИ
Первая в области школа-интернат на 210 учеников открылась в селе Львово Бериславского района Херсонской области на базе переведенного в другой район зоотехникума. Учебный корпус состоял из семи классных комнат. На начало 1956-1957 учебного года был отремонтирован только он, а общежитие, пищеблок были введены только через 2 месяца. Поэтому первое время дети ели во дворе, спали в классных комнатах. Но 1 сентября в 9 утра ученики, учителя, воспитатели, как заколдованные слушали первый звонок. Жизнь новой школы началась.

Интернат в 1960 году

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 60 ГОДОВ

Школа — это не только сооружение, школа — это вселенная, и есть два центра этой вселенной — учитель и ученик. Именно они, учителя и ученики превратили новое здание в особенный — бурлящий, звонкоголосый, но добрый дом, где с каждым годом одни становились умнее, другие мудрее, а все вместе — ближе и роднее друг другу. Первым, кто возглавил большое интернатовское семейство, был Сикач Михаил Федорович. Затем Монастырский Григорий Иванович, Заслуженный учитель Украины Добряк Козьма Иванович. На протяжении многих лет опекали нашу семью Лянной Алексей Николаевич, Прилепа Михаил Афанасьевич, Тахтай Екатерина Петровна, Королева Татьяна Григорьевна. А за ними всегда была целая гвардия педагогов — заинтересованных, творческих, самоотверженных.
Человеческая неповторимость определяет лицо учебного заведения. Среди тех, кого мы называем легендой школы — Лянная М.С. Кабинет Украинского языка, созданный ею, был одним из лучших не только в области, но и в стране. Выпускники и коллеги знают Матрену Сидоровну как учителя беспредельно влюбленного в свое дело, как человека, всю свою жизнь посвятившего детям. Для многих из них она стала матерью. Сегодня Матрена Сидоровна — ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель, награждена орденом Ленина, медалью А.С. Макаренко. Да, много званий и наград есть у Матрены Сидоровны, но, наверное, самое дорогое — любимый учитель. В числе легендарных личностей школы и ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения Джулай Е.Д. Она могла бы стать известной певицей, ибо имела на руках направление в консерваторию, но любовь к учительской профессии победила. Ефросинья Дмитриевна стала любимой учительницей. Учитель для Ефросиньи Дмитриевны — это не профессия, это способ жизни, в который раз и навсегда определила школа. Поэтому ее судьба была тесно связана со школьной семей, в которой жила сама Ефросинья Дмитриевна, ее супруг Яков Владимирович, тоже учитель, и трое их детей. Ефросинья Дмитриевна как то созналась, что всегда ощущала себя счастливой в интернатовской семье, счастлива и сейчас, ибо имеет все основания гордиться как учениками, так и собственными детьми. И мы, младшие учителя, всегда по-доброму завидуем ее оптимизму, энергии, умению увлекаться и увлекать окружающих красотой искусства. За время своего существования школа выпустила 1805 учеников, 43 из них награждены "золотой медалью", 28 — "серебрянной медалью". Среди них врачи, экономисты, инженеры, предприниматели, рабочие, хлеборобы, юристы. Мы горды тем, что имеем таких выпускников как Ходаковский В.Ф. — заместитель главы облгосадминистрации, Лукив Г.М. — глава союза журналистов Херсона, Чумаченко О.И. — заслуженный тренер УССР по гребле, Равусяк В.М. — инженер-полковник аппарата министерства обороны России. Есть среди наших выпускников и учителя, которые по примеру педагогов старшего поколения связали свою судьбу с профессией учителя. Получивши образование они вернулись в родной дом. В нашей школе работают выпускники разных лет: А.М. Павличенко, Л.М. Марченко, Т.М. Клипак, А.В. Полякова, А.В. Кондратцева, Н.В. и А.З. Шамаловы, В.А. Грабовская, И.Г. Чередник.

II. ВОСПОМИНАНИЯ ЛЯННОЙ М.С.
О ЛЬВОВСКОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ 50-60 ГОДОВ.
В 1956 г. постановлением съезда КПСС в Советском Союзе впервые были созданы школы нового типа — школы-интернаты. На Херсонщине такая школа была открыта в с. Львово Калининского района. Позже, когда район был реорганизован, Львовская школа-интернат вошла в Бериславский район. Я и мой муж, Лянной Алексей Николаевич, приехали в эту школу, где директором был Сикач Михаил Федорович. Именно он был назначен первым директором Львовской школы-интерната. Он и пригласил с собой из Высокопольской СШ нас, Лянных, Дьяченко Владимира Евдокимовича, его супругу, учительницу географии Дьяченко Нину Федоровну, а также двоих выпускниц этой школы: Филимонову Луизу и Мельник Аллу. Тут нас встретили два бывших работника техникума Павляк Борис Иосифович и его жена Василенко Дора Григорьевна. Скажу откровенно, что место, где должна быть школа, нам всем сразу понравилось. Это живописный уголок на высоком берегу Днепра, который до революции принадлежал князю Писареву. О прежнем хозяине напоминал высокий каменный забор (мур), которым была огорожена вся территория школы, остатки помещичьего дома, амбар и каменные ступени, ведущие вниз к реке. Но для того, чтобы начала действовать школа-интернат, ох, как мало всего было: единственный двухэтажный корпус, недостроенное техникумом двухэтажное общежитие, два старых жилых дома для учителей. Ни баниЮ ни столовой, ни магазина — ничего. Чрезвычайно тяжелыми были жилищные условия учителей. Ведь большинство работников прибыли семьями. Где жить, где покупать продукты, как удовлетворить другие жизненные потребности? Наша семья была самой большой: я, Алексей Николаевич, двое наших малолетних сыновей — старшему 4 года, младшему — полтора, двое моих родителей преклонного возраста. Разместились мы в старом доме, в квартире, состоявшей из одной комнаты и кухни. Вот в таких условиях семья из шести человек проживала три года. Льшь в 1959 году были построены жилища для учителей и мы также переехали в один из домов. Трудности были огромные, но мы так увлеклись работой, что о себе мали и беспокоились. Мы понимали, как много надо сделать, чтобы 1 сентября начать занятия. Среди тех, кто первым переступил порог школы-интерната были директор Сикач Михаил Федорович, зауч Дьяченко Владимир Евдокимович, старший воспитатель Лянной Алексей Николаевич, заведующий хозяйством Павляк Борис Иосифович, старшая пионервожатая Филимонова Луиза, медицинская сестра Литовко Л.М. Скоро начали прибывать по назначениям областного отдела народного просвещения учителя, воспитатели. Это были выпускники разных вузов Советского Союза: Мандрик Маля Николаевна, Ясько Лидия Алексеевна, Петрух Виктор Павлович, Степанова Ольга Порфирьевна, Степаньков Иван Михайлович, Либкинд Любовь Абрамовна, Кивва Мария Филипповна. Прибыли и выпускники Бериславского педагогического училища: Тоцкая Вера Николаевна, Близнюк Александра Андреевна. А через год-другой коллектив пополнился новыми учителями и воспитателями. В нашу педагогическую семью влились Московченко Екатерина Петровна, Щур Инна Васильевна, Кулик Василий Дмитриевич, Кулик Елена Ивановна, супруги: Боришполец Василий Савельевич и Любовь Савельевна, Михайлуца Валентин Севостьянович и Валентина Георгиевна, Джулай Ефросинья Дмитриевна и Яков Владимирович, Клименки Василий Иванович и Мария Николаевна, Михаил Афанасьевич и Людмила Дмитриевна Прилепы... Я вспоминаю всех их с любовью и благодарностью. Помню и технических работников: водителя Нагорного Павла Тихоновича, слесаря Макаренко Ивана Васильевича, садовника Филиппа Ивановича, портного Алексея Петровичаю Мы все работали с огромным желанием, самоотдачей, хотели успеть все сделать, подготовиться к приему воспитанников, чтобы 1 сентября начать учебный год — новый и для коллектива раьотников, и для учеников. Мы были и грузчиками, и официантами, и прачками, и уборщицами. Носили парты, учебники, кровати. Поэтому я вовсе не была удивлена, когда на первом моем уроке в 7 классе ученик Володя Бальвас сказал: "А разве вы учительница?", так как накануне я сама трижды в день подавала ему еду в столовой. В единственном корпусе, что над берегом, на втором этаже подготовили учебные классы, а на первом — спальные комнаты. 28 августа начали прибывать ученики. С огромным волнением мы встречали их. первыми появились Володя Равусяк, Витя Шинкарецкий, Вася Анастюк. Мы потом еще долго называли их "первыми колонистами". На 1 сентября 1956 г. в интернате насчитывалось 210 мальчишек и девчонок: с 1 по 7 класс. Работать было трудно, вед дети прибыли из различных местностей, из разных школ, с разной подготовкой и воспитанием. Нелегко было приучить детей к режиму и школьному порядку, так как большинство наших воспитанников или вовсе не имели родителей, или же прибыли из семей, где не было соответствующих условий для воспитания. Из этих детей необходимо было создать дружный, организованный коллектив, чтобы каждый из них мог в 7 часов подняться, сделать физзарядку, заправить постель, убрать комнату, позавтракать и вовремя появиться на уроки в школе и самоподготовку. Но уже в первый год стало ясно, что учителя, воспитатели вполне справляются со своей нелегкой работой. Конечно, бывало все: некоторые "трудные" не хотели учиться, отдельные даже убегали из интерната, так как до того привыкли жить в других условиях. Но мы разыскивали их, возвращали в школу, настойчиво обучали, вкладывая в каждого из них свою душу, любовь, желание сделать их настоящими людьми. Дети это ощущали, склонялись к нам, а мы говорили: "Прижился". Некоторые из них стали родными на всю жизнь, связь с ними не прерывается и сегодня. Для примера скажу: с одной из "трудных девчонок" судьба свела меня навсегда. Это Рая Мордовей, которая закончила школу-интернат, Херсонский педагогический институт и работала со мной в Бериславском педагогическом училище. Таких примеров можно привести множество. Постепенно укреплялась материальная база, а вместе с ней улучшались и условия обучения и воспитания. Улучшались и условия жизни учителей и воспитателей. К концу 50-х — началу 60-х годов был построен новый трехэтажный учебный корпус школы-интерната, новое отдельное общежитие для девочек, столовая, жилые дома для всех работников мастерской производственного обучения, завершено строительство общежития для мальчиков. Школа имела свой трактор, подсобное хозяйство, уход за которым вели сами дети. В школе была своя земля, на которой под присмотром учителей труда выращивали капусту, помидоры, имелся абрикосовый сад, плоды которого шли в школьную столовую. С каждым годом увеличивался контингент учеников школы-интерната. Если в первый год было 210 человек, то постепенно количество учеников выросло до 600. педагогический коллектив особое внимание уделял обучению и воспитанию учеников. Никогда никто из учителей не считался со своим временем. Шли на самоподготовку учеников, консультировали их, проводили дополнительные занятия. Наша жизнь была тесно связана с детьми. На протяжении всего учебного года мы были с ними и в будни, и в праздники. А летом организовывали экскурсии. Для обеспечения учебного процесса и создания условий для получения учениками более глубоких знаний создавались предметные кабинеты: физики, математики, истории, языка и литературы. Очень скоро кабинет украинского языка достиг республиканского значения. Поэтому вполне естественно, что в мае 1699 г. Киевский научно-исследовательский институт повышения квалификации учителей организовал семинар заведующих и методистов областных институтов усовершенствования учителей именно на базе Львовской школы-интерната, в литературном кабинете, которым я заведовала. Семинар прошел на высоком уровне, все присутствовавшие (а их было 60 человек) были в восторге от увиденного, благодарили, оставляли записи своих впечатлений: "Искренне впечатлены всем увиденным в кабинете. Нас поразило богатство и разнообразие собранных материалов, кропотливый труд Матрены Сидоровны Лянной. Мы очень рады предоставленной возможности увидеть работу учителя-творца." Научные сотрудники сектора методики языка Научно-исследовательского института педагогики УССР: О.Беляев, Л.Симоненков, Г.Иваницкая, Г.Пашковская, М.Юрженко. Именно такая настойчивая работа педагогического коллектива дала возможность нашим ученикам-выпускникам получить глубокие знания, поступить в высшие и средние учебные заведения. Из некоторых выпускных классов в вузы поступали по 20-25 человек. Из выпускников 60-х годов помню учеников, которые стали студентами разных вузов: Валя Шамахова, Володя Бальвас, Володя Равусяк, Витя Цинкарецкий, Володя Маринюк, Неля Гайдученко, Рая Мордовец, Федя Цимбал, Нина Злова, Ваня Руснак, Толя Волков, Володя Ходаковский, Нила Жицкая, Алеша Ревенюк, Толя Кулик, Саша Терехов, Коля Иванов, много других. Некоторые пошли служить в армию, стали курсантами военных училищ: Гриша Чайка, Гриша Демиденко, Коля Федоров, Володя Кириенко и другие. Отдельные выпускники закончили средние учебные заведения, стали работниками Новокаховского электромашзавода: Коля Сластин, Вова Завада, Коля Козачек, а Коля Иванов — главный инженер завода «Сокол» Новой Каховки. Много наших учеников стали педагогами, инженерами, работниками в сельском хозяйстве. Две группы выпускников школы-интерната по комсомольским путевкам поехали на новостройки Урала и Дальнего востока. Среди них Светлана Петришина, Лида Ковалева, Марийка Ющик, Наташа Пивнева, которые там и остались на всю жизнь. Большое значение коллектив учителей и воспитателей придавал моральному воспитанию учеников. Мы старались дать детям понимание того, что только высокая мораль может сделать человека счастливым. Пользовались принципом "крепкая семья — крепкое государство". В беседах воспитатели доказывали, что красота и достоинство человека не только в том, как он работает, но и в том, какую имеет семью, каких граждан воспитал для своей Родины. Вопросы морального воспитания средствами литературы всегда были в центре внимания учителей школы-интерната. Конечно, давно известно, что слова наставника не должны расходиться с реальностью, с собственным образом жизни. Было бы невозможным ожидать, чтобы мы говорили о верности, чести, достоинстве человека, а сами были бы другими. Интересно, что в то время, в первые годы школы-интерната, семьи учителей, воспитателей, всех работников представляли собой крепкие семейные союзы: Кулики, Лянные, Степаньковы, Джулаи, Клименки, Михайлуцы, Прилепы, Кравцы, Попенки, Тахтаи, Тарасевичи, Нагорные, Макаренки, Дмитриевы, Клипаки, Марченки, Кравченки, Агеевы и другие — все, кто тогда работал в интернате. Это было существенным фактором положительного влияния на учеников, на формирование их мироощущения и взглядов. Понятно, что 17-18-летние ученики дружили, влюблялись, встречались, иногда обращаясь к нам за советами и мы помогали им разобраться во многих вопросах взрослой жизни. С уверенностью могу сказать, что не было ни одного аморального случая среди учеников. Многие наши выпускники после школы сочетались браком и сегодня имеют крепкие, счастливые семьи:
Володя Маринюк – Люда Корнева,
Федя Цимбал – Нина Злова,
Алеша Ревенюк – Нила Жицкая,
Вадим Довбиш – Люба Радченко,
Саша Терехов – Люда Зайцева,
Гриша Чайка – Лида Шинкарецкая,
Коля Лянной – Люда Пугач и другие.
Кроме учебы наши дети с большим желанием занимались спортом, художественной самодеятельностью. Этим их увлекали большие любители физкультуры Степанькова Ольга Порфирьевна, Прилепа Михаил Афанасьевич. А свою любовь к музыке и пению передавал воспитанникам школы-интерната Кравец Виктор Михайлович. Как сейчас слышу гармоничные, приятные голоса Любы Радченко и Раи Мордовец, Мити Игнат и Володи Завады.
Интернат в 1960 году СОРЕВНОВАНИЯ ПО БАСКЕТБОЛУ
МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ 10-х КЛАССОВ. 1960 год.

Ученики принимали участие в спортивных соревнованиях по баскетболу, шахматам, всегда получали грамоты, занимали призовые места. А для Володи Красюченко и Володи Чумаченько спорт стал профессией. Люба Радченко — профессиональная певица. Видное место в школе-интернате занимала внеклассная работа: литературные вечера, "огоньки", конференции, конкурсы на лучшее санитарное состояние комнаты, класса. Интересно отмечались дни рождения учеников, проводились выпускные вечера, традиционные ежегодные встречи выпускников. Мы — учителя, воспитатели, все работники очень ждали этого дня, готовились заранее, даже шили себе новые одежды. Этот праздник был особенно радостным, ведь мы принимали в родном доме своих детей. А дети отчитывались перед нами о сделанном и достигнутом. Их лица светились радостью, а возбужденные, взволнованные голоса благодарили учителей, воспитателей, технических работников. В те далекие первые годы, когда я и мой муж работали в школе-интернате, педагогический коллектив настойчиво трудился над усовершенствованием методов обучения и воспитания, над повышением своего профессионального мастерства. Делились своим опытом, принимали на вооружение лучшие наработки других педагогов. Много наших учителей, воспитателей стали настоящими мастерами своего дела, отличниками просвещения: учитель географии Кулик Елена Ивановна, учителя русского языка Щур Инна Васильевна и Джулай Ефросинья Дмитриевна, учителя английского языка Петрух Виктор Павлович, Архангельская Анна Дмитриевна, учитель физики Михайлуца Валентин Севостьянович, учитель математики Клименко Василий Иванович, учитель украинского языка Клименко Мария Николаевна, учитель физкультуры Степанкова Ольга Порфирьевна, учителя младших классов Боришполец Василий Савельевич и Боришполец Любовь Савельевна. А мне 1 сентября 1966 г. присвоено почетное звание "Заслуженный учитель УССР" с награждением орденом Ленина. Публикации о школе-интернате, о моем педагогическом опыте печатались в журнале "Украинский язык и литература в школе", в сборнике "Народный учитель", в газетах "Советское просвещение" ("Радянська освита") и "Надднепрянская правда". Я делилась педагогическим опытом принимая участие в республиканских научно-практических конференциях в городах Полтаве, Херсоне, Сумах, Симферополе, Киеве. О жизни и учебе воспитанников Львовской школы-интерната я рассказывала выступая на Х съезде профсоюзов Украины в 1698 г., делегатом которого я была. Сегдня я с радостю хочу сказать, что титанический труд педагогического коллектива школы-интерната не прошел напрасно. Все ученики первых десяти выпусков, которых мне выпало счастье учить и воспитывать, стали классными специалистами, настоящими людьми, патриотами своей родины. Они помнят, откуда родом, не забывают тропу к родному дому и нас, своих наставников. Мне пишут, звонят, приезжают навестить. И это — через 35-45 лет! Где такое бывает??? Именно это делает меня счастливой, дает силы жить. Впрочем, судьба распорядилась по-своему. Мой муж, Алексей Николаевич, был назначен заведующим Бериславским районным отделом народного просвещения, а меня назначили заместителем диретора по учебной части Бериславского педагогического училища. На протяжении первых 8 лет в интернате сменились 5 директоров: Сикач М. Ф., Монастырский Г.И., Добряк К.Н., Данис А.П., Куртев Л.Н.. Шестым директором стал Лянной А.М., который работал 5 лет, и ушел, как уже говорилось, не по своей воле. Потом снова сменялись: Зубков Л.И., Прилепа М.А., Тахтай К.П., Королева Т.Г.. Мы с Алексеем Николаевичем думали, молились, когда же "пошлет нам Бог доброго пророка, чтоб наша доля не пропала..." и вымолили Анатолия Николаевича Алябова, который директорствует уже 19 лет. Школу-интернат не узнать: цветущий двор, хорошо оформленные комнаты, везде опрятность, бережное отношение детей к школьному имуществу. В учебном корпусе богато оснащенные кабинеты, во всем предусмотрены удобства, во всем видно душевное, добросовестное отношение к работе всего педагогического коллектива и технических работников, организатор и вдохновитель которому — директор Алябов Анатолий Николаевич.
Интернат в 2006 году ШКОЛА СЕГОДНЯ

Я безмерно рада, что Львовская школа-интернат, в создании и организации которой мне посчастливилось участвовать, продолжает жить, готовится к своему 50-летнему юбилею и находится в надежных руках педагогического коллектива и директора Анатолия Николаевича Алябова.
МАРТ, 2005 Г. ЛЯННАЯ М.С.
Интернат в 2006 году Интернат в 2006 году ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ. М.С. ЛЯННАЯ И Е.Д. ДЖУЛАЙ
СО СВОИМ УЧЕНИКОМ В. Ф. ХОДАКОВСКИМ.

III. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Учителя и воспитатели школы работают над проблемой "Реализация ресурсного подхода в образовательном процессе как фактор самореализации ученика и учителя". Приоритетом воспитательной системы школы является социализация учеников, процесс превращения человеческого существа в общественного индивидуума, утверждения его как личности, включенияв общественную жизнь как активную действенную личность. Воспитательный процесс Львовской школы-интерната направлен на реализацию прав, предусмотренных Конституцией Украины, реализацию Государственной Национальной доктрины развития просвещения Украины, закона Украины "Об образовании", "О всеобщем среднем образовании", постановления Кабинета Министров Украины от 16.11.2000г. №717 "О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структеру и 12-летний срок обучения", Национальной программы "Дети Украины", "Проекта концепции общественного воспитания личности", Программы "Здоровье нации", директивных и инструктивных документов Министерства просвещения и науки Украины и других нормативно-правовых актов в отрасли образования через воспитательную проблему "Формирование сознательной дисциплины, культуры поведения учеников, воспитания творческой, сознательной личности с общественной позицией". Воспитательная система школы предусматривает формирование и восприятие учениками гуманитарных ценностей и образцов гражданского поведения. Приоритетными в воспитательной работе педагогического коллектива на современном этапе являются: — реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном прцессе; — привлечение молодежи к национальной и мировой культуре; — сохранение морального, физического и психического здоровья подрастающег поколения; — воспитание патриотизма, гражданских качеств личности; — обеспечение педагогических условий для социализации школьников, воспитания в них жизненной компетентности.В соответствии с гуманистическими принципами воспитания педагогический коллектив школы-интерната внедряет в практику работы идеи педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода. Важное место в воспитательном процессе занимает индивидуальная работа, которая планируется и проводится на основе изучения учеников, что помогает выявлять интересы воспитанников, лучше понимать их внутренний мир. Организовывая воспитательный процесс соответственно принципу естественности воспитатели учитывают интересы и способности детей, привлекают их к творческой работе. Четкая система кружковой работы дает детям возможность найти дело по душе, развивать свои природные способности. Благодаря участию в кружковой работе второй год подряд ученики школы-интерната становятся победителями районного конкурса "Лидер года". Индивидуальный подход способствует глубокому и свободному развитию всех духовных сил и способностей ребенка, поднимает его личную самооценку. Укреплению морального и физического здоровья способствует правовоспитательная работа и превентивное воспитание. С целью воспитания гражданского сознания, уважения к правам и свободам человека, выработки активного противодейстия нарушителям закона педагогическим коллективом широко используются материалы Конституции Украины, Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка. В школе сложилась определенная система профилактической работы. К средствам первичной профилактики относим ежедневные утренние линейки, работу комиссии дисциплины и порядка и четкую систему организации досуга школяров, кружковую работу, отработанную систему контроля за состоянием посещения школы. К средствам вторичной профилактики относим деятельность совета профилактики правонарушений, которая рассматривает отдельные правонарушения, принимает решения о постановке на внутришкольный учет, проводит противорецидивную профилактику с воспитанниками, которые уже стоят на учете. В школе-интернате не существует проблемы прпуска уроков без уважительной причины, опозданий, нарушений режимных моментов. Вопросы правового воспитания систематически выносятся на рассмотрение совещаний при директоре, педсоветов, заседаний педагогических объединений учителей и воспитателей. Дважды в год администрация школы проверяет состояние работы с учениками, склонными к правонарушениям, результаты оформляет приказом. Система правовоспитательной работы, сложившаяся в школе-интернате, дает основания для вывода, что в правовом воспитании детей достигнуты определенные успехи: учениками школы за последние пять лет не содеяно ни единого преступления или грубого правонарушения. Правовоспитательная работа с воспитанниками не может не учитывать условий, сложившихся в их семьях. Значительное внимание уделяем выявлению семей, продуцирующих проблемную категорию несовершеннолетних. Изучение таких семей помогает избрать оптимальные методы влияния на ребенка. Учитывая то, что проблема обучения является одной из основных причин правонарушений, дирекция постоянно держит под контролем работу учителей со слабоуспевающими учениками. Во время, когда в Украине происходят глубокие политические, социальные, экономические сдвиги, большое внимание уделяем гражданскому воспитанию учеников. Известно, что гражданская позиция формируется лишь тогда, когда ребенок начинает ощущать собственное Я, стремится к самоутверждению и самораскрытию. Созданию позитивного микроклимата в школе способствует школьный парламент, являющийся содружеством детей, решивших сделать свою учебу, развитие и досуг более разнообразными и результативными. Руководство парламентом осуществляет глава парламента, который избирается на пост открытым голосованием. Члены ученического парламента ставят перед собой такие задачи: — обеспечение порядка в школе, организация дежурств по школе и в классах; — проведение собраний, конференций и выставок; — организация работы по сохранению школьного имущества; — организация работы по благоустройству территории школы; — контроль за посещаемостью школы; — контроль за санитарным состоянием спален и классных комнат; — подготовка и проведение праздников, КТС; — выпуск школьной прессы. С целью реализации «Проекта концепции гражданского воспитания личности» в школе разработана программа, учитывающая особенности и проблемы каждой возрастной категории. Данная программа определяет целевые направления, на которых строится процесс воспитания, приоритетным направлением которого есть формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желания работать для развития государства, желания защищать его. Основной путь достижения этой цели — формирование содержания воспитания, наполнение его культурно-историческими приобретениями украинского народа. Ученики школы-интерната принимают активное участие во Всеукраинских туристическо-краеведческих иисторическо-географических экспедициях. В целях патриотического воспитания, почтения памяти воинов, погибших во второй мировой войне, в школе-интернате организована поисковая работа «Никто не забыт, ничто не забыто». Традиционными стали встречи с ветеранами войны, «Дни мужества», конкурсы сочинений «О чем молчит гранит?», конкурсы рисунков «Салют тебе, Победа!». Школьный духовой оркестр, хореографические и хоровые колективы являются постоянными участниками районных концертных программ и празденств ко Дню Победы. В школе-интернате создан уголок символики, оформлены такие уголки в 1—11 класcах. Общешкольные мероприятия в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения и науки Украины проходят с использованием государственной символики. Каждая рабочая неделя начинается с поднятия Государственного Флага. Главнейшая социально-психологическая потребность личности — потребность в самоопределении и самоутверждении. Выпускникам школы-интерната тяжело определить формы и способы своего участия в жизни общества, адаптироваться к жизни в социуме. Учитывая это педагогический коллектив школы-интерната уделяет большое внимание профориентационной работе. С помощью учителей и воспитателей, практического психолога, специалистов из районного центра занятости дети определяются с дальнейшим местом обучения и выбором профессии.

Двор школы — общая забота ДВОР ШКОЛЫ — НАША ОБЩАЯ ЗАБОТА

Работаем и отдыхаем вместе РАБОТАЕМ И ОТДЫХАЕМ ВМЕСТЕ

IV. ВНЕКЛАССНАЯ КРУЖКОВАЯ И КЛУБНАЯ РАБОТА
Реализуя воспитательную парадигму школы педагогический коллектив значительнок внимание уделяет привлечению воспитанников к национальной и мировой культуре, имея ввиду, что лишь ориентация на общечеловеческие ценности, знакомство с народной культурой, с классикой мирового искусства могут нейтрализовать или, хотя бы, ослабить влияние массовой субкультуры. огромные потенциальные возможности для знакомства с лучшими образцами мировой культуры заложены во всех учебных предметах. Значительную роль в решении этог вопроса играют кружки и клубы. Соответственно интересам и склонностям детей в школе работают 22 кружка и «Клуб выходного дня». К наипопулярнейшим среди учеников принадлежат такие, как кружок игры на духовых инструментах, игры на баяне, хореографический, кружок вокального пения и спортивный.

Хореографический коллектив «Барвинок»
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ «БАРВИНОК»

Духовой оркестр, хореорафический, вокальный и драматический коллективы постоянно занимают призовые места в фестивалях детского творчества «Чистые росы» и «Поет юность Украини». Значительных успехов достиг созданный на базе кружка игры на духовых инструментах школьный духовой оркестр, основной состав которого насчитывает 30 участников, а репертуар — 50 сочинений. Детский духовой оркестр школы-интерната обслуживает общественно-політические мероприятия района и области, с шефськими концертами бывает в селах Бериславського района. Как один из лучших этот коллектив брал участие в праздновании 60-летия со дня созданияя Херсонской области в г. Херсоне, в отчетном концерте Херсонщины по итогам фестиваля детского и юношеского творчества в Цюрупинске. В 2003 году управлением культуры Херсонской облгосадминистрации школьному оркестру присвоено почетное звание «Образцовый любительский коллектив», в 2004 году Министерством просвещения — почетное звание «Образцовый художественный коллектив». В рамках благотворительной акциї при поддержке Национального фонда соціальной защиты матерей и детей «Украина — детям» участники духового оркестра были награждены путевками в оздоровительный центу «Орленок» на Арабатской стрелке. Вышивки и поделки из дерева воспитанников школы-интерната, являя собой художественную ценность, были украшением многих выставок. Немалые успехи имеют воспитанники школы-интерната и в спорте. На районных и зональных соревнованиях они традиционно занимают первые места. В 2004 году в районных и зональных спортивных соревнованиях «Старты надежд» выбороли І место. А в области на этих же соревнованиях заняли II место, в 2005 году ученики школы-интерната стали победителями не только районных и зональных, но и областных соревнований «Старты надежд», за что были награждены путевками в лагерь «Артек». Основами эстетической культуры, искусством классического и национального танца овладевают дети в хореографическом кружке, на базе которого создано 3 танцевальных коллектива: «Родник», «Барвинок», «Шарм», в репертуар которых вошли народные и бальные танцы.

Выступление духового оркестра
ВЫСТУПЛЕНИЕ ДУХОВОГО ОРКЕСТРА
НА ПЛОЩАДИ В Г. БЕРИСЛАВЕ

Про успехи кружковцев свидетельствуют победы на конкурсах и фестивалях. Духовному обогащению воспитанников, их эмоциональному отношению к прекрасному способствует участие в школьном хоре и ансамблях «Калинка» и «Юность». Исполнительское мастерство участников ансамбля во время областного тура Всеукраинского фестиваля детского и юношеского творчества «Чистые росы» в 2004 году было оценено наивысшим баллом.

«Старты надежд»
ПОБЕДИТЕЛИ ОБЛАСТНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
«СТАРТЫ НАДЕЖД», 2005 г

Двадцать воспитанников школы-интерната с успехом овладевают искусством игры на баяне. Привлекают воспитанников к миру прекрасного, вооружают их знаниями в области народного искусства, быта, ремесел и руководители кружков «Художественной вышивки» и «Резьбы по дереву». Второй год подряд работы гкружковцев на Всеукраинськой выставке в Киеве отмечаются грамотами и дипломами. Формируя цельную моральную личность педагогический коллектив значительное внимание уделяет моральному воспитанию, сохранению физического и психического здоровья. Прививая и развивая моральные чувства, формируя у воспитанников потребность вести себя соответственно с моральными нормами, учителя и воспитатели осуществляют целенаправленное влияние на морально-эмоциональное развитие учеников через организацию условий, в которых формируется их духовная и мировоззренческая сфера и поведение, через систему бесед, часов общения, интерактивные формы воспитательного влияния. Одним из существеннейших показателей моральности человека является его отношение к окружающей среде, его экологическая культура. С целью усиления внимания к экологическому просвещению среди школьников, привлечению их к природоохранной деятельности налажена работа клуба «Эколог», ежегодно проводится месячник экологии, День окружения, День Земли. Ученики школы — постоянные участники Всеукраинских экспедиций «100 чудес Украины», «Краса и боль Украины», конкурса «Мой родной край — моя Земля». Облагораживанию отношений детей с природой, да и самих детей, способствуют экскурсии на природу. Воспитанники школы-интерната своим девизом избрали слова А. Экзюпери «Встал, умылся, прихорошился — прибери свою планету». Поэтому каждое утро начинается с уборки двора. Силами воспитанников ежегодно проводится озеленение территории, высадка молодых деревьев, очищения берега речки Козак и обочин дороги Львово-Ольговка. Условием гармонического развития личности есть физическое здоровье. Физическому развитию школьников способствуют уроки физической культуры и спортивные кружки, принадлежащие к числу наилюбимейших. В школе работают футбольная, волейбольная и баскетбольная секции. Воспитанники школы-интерната традиционно занимают призовые места на спортивных соревнованиях районного уровня, являются участниками всех спортивно-массовых мероприятий, проводящихся в рамках месячников, недель, декад. В 2002-2003, 2003-2004 годах они выбороли первые места в районных и зональных соревнованиях «Старты надежд», а в областных — заняли третьи и вторые места.

«В гости к сказке»
ВИЗИТ В КЛУБ ВЫХОДНОГО ДНЯ «В ГОСТИ К СКАЗКЕ»

V. НАШ ДИРЕКТОР
19 лет тому переступил порог школы-интерната Алябов А.Н. Именно благодаря его организаторским способностям была прведена реконструкция общежитий, столовой, построен 16-квартирный дом для учителей, обустроен школьный двор. именно он нашел шефов и привлек к сотрудничеству с нашей "семьей". Но главная его забота — это, конечно же, дети, для которых он стал настоящим отцом. У него нет плохих детей — все наилучшие. Своих воспитанников он не забывает и после окончания школы продолжает быть для них советчиком, наставником, защитником. Анатолий Николаевич — депутат районного совета, имеет много отличий и наград. Он «Отличник образования Украины». За плодотворный труд в области просвещения Анатолию Николаевичу Алябову в 2004 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник просвещения Украины». «Невзирая на экономические трудности в Украине, бесчисленное множество материальных и бытовых проблем, школа-интернат остается не только родником мудрости, живой мысли, но и является единым домом для большинства воспитанников, заведением типа «большой семьи» с семейно-гуманной средой. Конечно, в наше время функционирование такого сложного механизма, как школа-интернат, без поддержки со стороны было бы невозможным. Поэтому мы с благодарностью принимаем помощь от спонсорских организаций, частных лиц, участников благотворительных акций. Рады отметить, что не оставляют без внимания Бериславская райгосадминистрация и районный совет, — именно они являются вдохновителями и организаторами благотворительных акций, которые ежегодно проводятся в школе-интернате. Мы искренне признательны всем, кто, помня человеческую мудрость о том, что все начинается со школы, поддерживают нас в это нелегкое время, помогают решать сложнейшие вопросы учебно-воспитательного процесса.»

Исправления, дополнения, пожелания жду на адрес: lvovo@korsun.org

Сайт создан в системе uCoz