В 1956 г. постановлением съезда КПСС в Советском Союзе впервые были созданы школы нового типа — школы-интернаты. На Херсонщине такая школа была открыта в с. Львово Калининского района. Позже, когда район был реорганизован, Львовская школа-интернат вошла в Бериславский район.
Я и мой муж, Лянной Алексей Николаевич, приехали в эту школу, где директором был Сикач Михаил Федорович. Именно он был назначен первым директором Львовской школы-интерната. Он и пригласил с собой из Высокопольской СШ нас, Лянных, Дьяченко Владимира Евдокимовича, его супругу, учительницу географии Дьяченко Нину Федоровну, а также двоих выпускниц этой школы: Филимонову Луизу и Мельник Аллу. Тут нас встретили два бывших работника техникума Павляк Борис Иосифович и его жена Василенко Дора Григорьевна.
Скажу откровенно, что место, где должна быть школа, нам всем сразу понравилось. Это живописный уголок на высоком берегу Днепра, который до революции принадлежал князю Писареву.
О прежнем хозяине напоминал высокий каменный забор (мур), которым была огорожена вся территория школы, остатки помещичьего дома, амбар и каменные ступени, ведущие вниз к реке.
Но для того, чтобы начала действовать школа-интернат, ох, как мало всего было: единственный двухэтажный корпус, недостроенное техникумом двухэтажное общежитие, два старых жилых дома для учителей. Ни баниЮ ни столовой, ни магазина — ничего.
Чрезвычайно тяжелыми были жилищные условия учителей. Ведь большинство работников прибыли семьями. Где жить, где покупать продукты, как удовлетворить другие жизненные потребности?
Наша семья была самой большой: я, Алексей Николаевич, двое наших малолетних сыновей — старшему 4 года, младшему — полтора, двое моих родителей преклонного возраста. Разместились мы в старом доме, в квартире, состоявшей из одной комнаты и кухни. Вот в таких условиях семья из шести человек проживала три года. Льшь в 1959 году были построены жилища для учителей и мы также переехали в один из домов.
Трудности были огромные, но мы так увлеклись работой, что о себе мали и беспокоились. Мы понимали, как много надо сделать, чтобы 1 сентября начать занятия.
Среди тех, кто первым переступил порог школы-интерната были директор Сикач Михаил Федорович, зауч Дьяченко Владимир Евдокимович, старший воспитатель Лянной Алексей Николаевич, заведующий хозяйством Павляк Борис Иосифович, старшая пионервожатая Филимонова Луиза, медицинская сестра Литовко Л.М.
Скоро начали прибывать по назначениям областного отдела народного просвещения учителя, воспитатели. Это были выпускники разных вузов Советского Союза: Мандрик Маля Николаевна, Ясько Лидия Алексеевна, Петрух Виктор Павлович, Степанова Ольга Порфирьевна, Степаньков Иван Михайлович, Либкинд Любовь Абрамовна, Кивва Мария Филипповна. Прибыли и выпускники Бериславского педагогического училища: Тоцкая Вера Николаевна, Близнюк Александра Андреевна. А через год-другой коллектив пополнился новыми учителями и воспитателями. В нашу педагогическую семью влились Московченко Екатерина Петровна, Щур Инна Васильевна, Кулик Василий Дмитриевич, Кулик Елена Ивановна, супруги: Боришполец Василий Савельевич и Любовь Савельевна, Михайлуца Валентин Севостьянович и Валентина Георгиевна, Джулай Ефросинья Дмитриевна и Яков Владимирович, Клименки Василий Иванович и Мария Николаевна, Михаил Афанасьевич и Людмила Дмитриевна Прилепы...
Я вспоминаю всех их с любовью и благодарностью. Помню и технических работников: водителя Нагорного Павла Тихоновича, слесаря Макаренко Ивана Васильевича, садовника Филиппа Ивановича, портного Алексея Петровичаю Мы все работали с огромным желанием, самоотдачей, хотели успеть все сделать, подготовиться к приему воспитанников, чтобы 1 сентября начать учебный год — новый и для коллектива раьотников, и для учеников. Мы были и грузчиками, и официантами, и прачками, и уборщицами. Носили парты, учебники, кровати. Поэтому я вовсе не была удивлена, когда на первом моем уроке в 7 классе ученик Володя Бальвас сказал: "А разве вы учительница?", так как накануне я сама трижды в день подавала ему еду в столовой.
В единственном корпусе, что над берегом, на втором этаже подготовили учебные классы, а на первом — спальные комнаты. 28 августа начали прибывать ученики. С огромным волнением мы встречали их. первыми появились Володя Равусяк, Витя Шинкарецкий, Вася Анастюк. Мы потом еще долго называли их "первыми колонистами".
На 1 сентября 1956 г. в интернате насчитывалось 210 мальчишек и девчонок: с 1 по 7 класс. Работать было трудно, вед дети прибыли из различных местностей, из разных школ, с разной подготовкой и воспитанием. Нелегко было приучить детей к режиму и школьному порядку, так как большинство наших воспитанников или вовсе не имели родителей, или же прибыли из семей, где не было соответствующих условий для воспитания. Из этих детей необходимо было создать дружный, организованный коллектив, чтобы каждый из них мог в 7 часов подняться, сделать физзарядку, заправить постель, убрать комнату, позавтракать и вовремя появиться на уроки в школе и самоподготовку. Но уже в первый год стало ясно, что учителя, воспитатели вполне справляются со своей нелегкой работой. Конечно, бывало все: некоторые "трудные" не хотели учиться, отдельные даже убегали из интерната, так как до того привыкли жить в других условиях. Но мы разыскивали их, возвращали в школу, настойчиво обучали, вкладывая в каждого из них свою душу, любовь, желание сделать их настоящими людьми. Дети это ощущали, склонялись к нам, а мы говорили: "Прижился". Некоторые из них стали родными на всю жизнь, связь с ними не прерывается и сегодня. Для примера скажу: с одной из "трудных девчонок" судьба свела меня навсегда. Это Рая Мордовей, которая закончила школу-интернат, Херсонский педагогический институт и работала со мной в Бериславском педагогическом училище. Таких примеров можно привести множество.
Постепенно укреплялась материальная база, а вместе с ней улучшались и условия обучения и воспитания. Улучшались и условия жизни учителей и воспитателей. К концу 50-х — началу 60-х годов был построен новый трехэтажный учебный корпус школы-интерната, новое отдельное общежитие для девочек, столовая, жилые дома для всех работников мастерской производственного обучения, завершено строительство общежития для мальчиков. Школа имела свой трактор, подсобное хозяйство, уход за которым вели сами дети. В школе была своя земля, на которой под присмотром учителей труда выращивали капусту, помидоры, имелся абрикосовый сад, плоды которого шли в школьную столовую.
С каждым годом увеличивался контингент учеников школы-интерната. Если в первый год было 210 человек, то постепенно количество учеников выросло до 600. педагогический коллектив особое внимание уделял обучению и воспитанию учеников. Никогда никто из учителей не считался со своим временем. Шли на самоподготовку учеников, консультировали их, проводили дополнительные занятия. Наша жизнь была тесно связана с детьми. На протяжении всего учебного года мы были с ними и в будни, и в праздники. А летом организовывали экскурсии.
Для обеспечения учебного процесса и создания условий для получения учениками более глубоких знаний создавались предметные кабинеты: физики, математики, истории, языка и литературы. Очень скоро кабинет украинского языка достиг республиканского значения. Поэтому вполне естественно, что в мае 1699 г. Киевский научно-исследовательский институт повышения квалификации учителей организовал семинар заведующих и методистов областных институтов усовершенствования учителей именно на базе Львовской школы-интерната, в литературном кабинете, которым я заведовала. Семинар прошел на высоком уровне, все присутствовавшие (а их было 60 человек) были в восторге от увиденного, благодарили, оставляли записи своих впечатлений: "Искренне впечатлены всем увиденным в кабинете. Нас поразило богатство и разнообразие собранных материалов, кропотливый труд Матрены Сидоровны Лянной. Мы очень рады предоставленной возможности увидеть работу учителя-творца." Научные сотрудники сектора методики языка Научно-исследовательского института педагогики УССР: О.Беляев, Л.Симоненков, Г.Иваницкая, Г.Пашковская, М.Юрженко.
Именно такая настойчивая работа педагогического коллектива дала возможность нашим ученикам-выпускникам получить глубокие знания, поступить в высшие и средние учебные заведения. Из некоторых выпускных классов в вузы поступали по 20-25 человек. Из выпускников 60-х годов помню учеников, которые стали студентами разных вузов: Валя Шамахова, Володя Бальвас, Володя Равусяк, Витя Цинкарецкий, Володя Маринюк, Неля Гайдученко, Рая Мордовец, Федя Цимбал, Нина Злова, Ваня Руснак, Толя Волков, Володя Ходаковский, Нила Жицкая, Алеша Ревенюк, Толя Кулик, Саша Терехов, Коля Иванов, много других. Некоторые пошли служить в армию, стали курсантами военных училищ: Гриша Чайка, Гриша Демиденко, Коля Федоров, Володя Кириенко и другие. Отдельные выпускники закончили средние учебные заведения, стали работниками Новокаховского электромашзавода: Коля Сластин, Вова Завада, Коля Козачек, а Коля Иванов — главный инженер завода «Сокол» Новой Каховки. Много наших учеников стали педагогами, инженерами, работниками в сельском хозяйстве. Две группы выпускников школы-интерната по комсомольским путевкам поехали на новостройки Урала и Дальнего востока. Среди них Светлана Петришина, Лида Ковалева, Марийка Ющик, Наташа Пивнева, которые там и остались на всю жизнь.
Большое значение коллектив учителей и воспитателей придавал моральному воспитанию учеников. Мы старались дать детям понимание того, что только высокая мораль может сделать человека счастливым. Пользовались принципом "крепкая семья — крепкое государство". В беседах воспитатели доказывали, что красота и достоинство человека не только в том, как он работает, но и в том, какую имеет семью, каких граждан воспитал для своей Родины. Вопросы морального воспитания средствами литературы всегда были в центре внимания учителей школы-интерната. Конечно, давно известно, что слова наставника не должны расходиться с реальностью, с собственным образом жизни. Было бы невозможным ожидать, чтобы мы говорили о верности, чести, достоинстве человека, а сами были бы другими.
|
Интересно, что в то время, в первые годы школы-интерната, семьи учителей, воспитателей, всех работников представляли собой крепкие семейные союзы: Кулики, Лянные, Степаньковы, Джулаи, Клименки, Михайлуцы, Прилепы, Кравцы, Попенки, Тахтаи, Тарасевичи, Нагорные, Макаренки, Дмитриевы, Клипаки, Марченки, Кравченки, Агеевы и другие — все, кто тогда работал в интернате. Это было существенным фактором положительного влияния на учеников, на формирование их мироощущения и взглядов. Понятно, что 17-18-летние ученики дружили, влюблялись, встречались, иногда обращаясь к нам за советами и мы помогали им разобраться во многих вопросах взрослой жизни. С уверенностью могу сказать, что не было ни одного аморального случая среди учеников. Многие наши выпускники после школы сочетались браком и сегодня имеют крепкие, счастливые семьи:
Володя Маринюк – Люда Корнева,
Федя Цимбал – Нина Злова,
Алеша Ревенюк – Нила Жицкая,
Вадим Довбиш – Люба Радченко,
Саша Терехов – Люда Зайцева,
Гриша Чайка – Лида Шинкарецкая,
Коля Лянной – Люда Пугач и другие.
Кроме учебы наши дети с большим желанием занимались спортом, художественной самодеятельностью. Этим их увлекали большие любители физкультуры Степанькова Ольга Порфирьевна, Прилепа Михаил Афанасьевич. А свою любовь к музыке и пению передавал воспитанникам школы-интерната Кравец Виктор Михайлович. Как сейчас слышу гармоничные, приятные голоса Любы Радченко и Раи Мордовец, Мити Игнат и Володи Завады.
СОРЕВНОВАНИЯ ПО БАСКЕТБОЛУ МЕЖДУ УЧЕНИКАМИ 10-х КЛАССОВ. 1960 год.
Ученики принимали участие в спортивных соревнованиях по баскетболу, шахматам, всегда получали грамоты, занимали призовые места. А для Володи Красюченко и Володи Чумаченько спорт стал профессией. Люба Радченко — профессиональная певица. Видное место в школе-интернате занимала внеклассная работа: литературные вечера, "огоньки", конференции, конкурсы на лучшее санитарное состояние комнаты, класса. Интересно отмечались дни рождения учеников, проводились выпускные вечера, традиционные ежегодные встречи выпускников. Мы — учителя, воспитатели, все работники очень ждали этого дня, готовились заранее, даже шили себе новые одежды. Этот праздник был особенно радостным, ведь мы принимали в родном доме своих детей. А дети отчитывались перед нами о сделанном и достигнутом. Их лица светились радостью, а возбужденные, взволнованные голоса благодарили учителей, воспитателей, технических работников.
В те далекие первые годы, когда я и мой муж работали в школе-интернате, педагогический коллектив настойчиво трудился над усовершенствованием методов обучения и воспитания, над повышением своего профессионального мастерства. Делились своим опытом, принимали на вооружение лучшие наработки других педагогов.
Много наших учителей, воспитателей стали настоящими мастерами своего дела, отличниками просвещения: учитель географии Кулик Елена Ивановна, учителя русского языка Щур Инна Васильевна и Джулай Ефросинья Дмитриевна, учителя английского языка Петрух Виктор Павлович, Архангельская Анна Дмитриевна, учитель физики Михайлуца Валентин Севостьянович, учитель математики Клименко Василий Иванович, учитель украинского языка Клименко Мария Николаевна, учитель физкультуры Степанкова Ольга Порфирьевна, учителя младших классов Боришполец Василий Савельевич и Боришполец Любовь Савельевна. А мне 1 сентября 1966 г. присвоено почетное звание "Заслуженный учитель УССР" с награждением орденом Ленина. Публикации о школе-интернате, о моем педагогическом опыте печатались в журнале "Украинский язык и литература в школе", в сборнике "Народный учитель", в газетах "Советское просвещение" ("Радянська освита") и "Надднепрянская правда". Я делилась педагогическим опытом принимая участие в республиканских научно-практических конференциях в городах Полтаве, Херсоне, Сумах, Симферополе, Киеве. О жизни и учебе воспитанников Львовской школы-интерната я рассказывала выступая на Х съезде профсоюзов Украины в 1698 г., делегатом которого я была.
Сегдня я с радостю хочу сказать, что титанический труд педагогического коллектива школы-интерната не прошел напрасно. Все ученики первых десяти выпусков, которых мне выпало счастье учить и воспитывать, стали классными специалистами, настоящими людьми, патриотами своей родины. Они помнят, откуда родом, не забывают тропу к родному дому и нас, своих наставников. Мне пишут, звонят, приезжают навестить. И это — через 35-45 лет! Где такое бывает??? Именно это делает меня счастливой, дает силы жить.
Впрочем, судьба распорядилась по-своему. Мой муж, Алексей Николаевич, был назначен заведующим Бериславским районным отделом народного просвещения, а меня назначили заместителем диретора по учебной части Бериславского педагогического училища. На протяжении первых 8 лет в интернате сменились 5 директоров: Сикач М. Ф., Монастырский Г.И., Добряк К.Н., Данис А.П., Куртев Л.Н.. Шестым директором стал Лянной А.М., который работал 5 лет, и ушел, как уже говорилось, не по своей воле. Потом снова сменялись: Зубков Л.И., Прилепа М.А., Тахтай К.П., Королева Т.Г.. Мы с Алексеем Николаевичем думали, молились, когда же "пошлет нам Бог доброго пророка, чтоб наша доля не пропала..." и вымолили Анатолия Николаевича Алябова, который директорствует уже 19 лет. Школу-интернат не узнать: цветущий двор, хорошо оформленные комнаты, везде опрятность, бережное отношение детей к школьному имуществу. В учебном корпусе богато оснащенные кабинеты, во всем предусмотрены удобства, во всем видно душевное, добросовестное отношение к работе всего педагогического коллектива и технических работников, организатор и вдохновитель которому — директор Алябов Анатолий Николаевич.
ШКОЛА СЕГОДНЯ
Я безмерно рада, что Львовская школа-интернат, в создании и организации которой мне посчастливилось участвовать, продолжает жить, готовится к своему 50-летнему юбилею и находится в надежных руках педагогического коллектива и директора Анатолия Николаевича Алябова.
МАРТ, 2005 Г. ЛЯННАЯ М.С.
ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 40 ЛЕТ. М.С. ЛЯННАЯ И Е.Д. ДЖУЛАЙ СО СВОИМ УЧЕНИКОМ В. Ф. ХОДАКОВСКИМ. |